Мобилизация бизнеса: что выбрать?

Опубликовано: Практика Интернет-маркетинга

За первый квартал 2013 года во всем мире было реализовано более 49 млн планшетных компьютеров, что почти в 2,5 раза больше, чем в аналогичный период прошлого года. В России за этот же период было продано более 106 млн смартфонов, при этом темп продаж по некоторым моделям увеличился более чем в полтора раза.

По данным компании «Яндекс», за последний год аудитория мобильного интернета выросла на 35%, и в крупных городах его используют до 27% жителей.

Таким образом, рост количества смартфонов и планшетов делает вопрос эффективной организации маркетинговой коммуникации с «мобильными» потребителями как нельзя более актуальным.

Особенность контакта через мобильные устройства обусловлена их техническими характеристиками: меньшим размером экрана, специфическими инструментами навигации и, как правило, относительно невысокой скоростью соединения. Это, в свою очередь, определяет пользовательское поведение, отличное от такового на десктопах.

Какими способами можно наиболее эффективно обеспечить такой контакт?

Варианты «мобилизации»

Существует два способа эффективного взаимодействия с потребителями через мобильные устройства: создание мобильной версии сайта и разработка мобильного приложения. Мобильная версия сайта может быть разработана как отдельный сайт или как вариант динамической «адаптации» основного сайта под мобильное устройство (адаптивный, или responsive-дизайн).

Рассмотрим плюсы и минусы каждого из вариантов мобилизации.

Отдельный мобильный сайт

Создание отдельного сайта для пользователей мобильных устройств — один из самых распространенных подходов. В зависимости от типа устройства, при помощи которого осуществляется просмотр сайта, открывается основная или мобильная версия. Как правило, мобильная версия более «сокращенная», чем основная. В нее выносят главные функциональные элементы, доступность которых обеспечивают оптимизированной под мобильные устройства навигацией. Мобильные версии также оптимизируют с точки зрения «объема»: графику и изображения сохраняют в меньших разрешениях.

Современные системы управления позволяют работать с основной и мобильной версиями сайта одновременно, используя одну базу данных, что сокращает затраты на поддержку и сопровождение.

Плюсы

  • кросс-платформенность — одна версия для всех устройств (iOS, Android, Windows Mobile и пр.);
  • не требуется установка на устройство;
  • недорогая стоимость разработки;
  • минимальные дополнительные затраты на поддержку.

Минусы

  • требуется стабильное подключение к Интернету;
  • функциональность ограничена возможностями браузеров.

Адаптивный дизайн

В отличие от предыдущего способа «мобилизации», использование адаптивного дизайна позволяет реализовать различное отображение одного и того же сайта на разных типах устройств в зависимости от размера экрана и разрешения. Сайт определяет параметры устройства, с которого идет обращение, а верстка динамически «подстраивается» под разрешение и обеспечивает пользователю оптимальное отображение элементов. Обычно при разработке ориентируются на три или четыре варианта отоб­ражения: десктоп, планшетный компьютер, смартфон. Техническая реализация строится на использовании CSS3 и HTML 5, поэтому в устаревших версиях браузеров такая верстка может работать с ошибками (или не работать вовсе).

Плюсы

  • один адрес (url) у всех версий сайта;
  • возможность адаптировать сайт для нескольких устройств;
  • кросс-платформенность.

Минусы

  • для работы требуется стабильное подключение к Интернету;
  • функциональность ограничена возможностями браузеров;
  • проблемы с отображением основной версии в устаревших браузерах;
  • более высокая стоимость разработки.

Мобильные приложения

Это специальные программы, которые можно устанавливать на мобильные устройства. Существуют онлайн-сервисы, через которые происходит дистрибьюция подобных приложений: AppStore, Google Play, WindowsPhoneStore.

Приложения позволяют обеспечить коммуникацию с потребителем в привычном интерфейсе мобильного устройства, максимально используя его технические возможности и характеристики.

Плюсы

  • могут работать офлайн;
  • использование привычного интерфейса и диалогов устройства;
  • высокий уровень персонализации;
  • возможность эффективного использования технических средств устройства.

Минусы

  • требует разработки отдельных версий для каждой ОС;
  • требуется сознательная установка приложения пользователем;
  • необходимость обновления приложений;
  • сравнительно высокая стоимость разработки и доработки.

Принимаем управленческое решение

Практика показывает, что главным вопросом «мобилизации» для маркетологов становится вопрос целесообразности разработки мобильного сайта или приложения. Совершенно очевидно, что далеко не всем компаниям требуется их разработка. Принять управленческое решение поможет анализ маркетинговых, технических и финансовых аспектов.

Евгений Селин, Олег Сахно
Интерлабс